Программное обеспечение транспортной логистики. Необходимые для автоматизации производственных процессов в предприятии программные продукты, представленные на современном рынке программного обеспечения, можно объединить в три группы:
1. Программы и программные комплексы учетно-бухгалтерской ориентации;
2. Системы комплексной автоматизации работы предприятия;
3. Специальные программные продукты для транспортно логистических и экспедиторских компаний.
Крупнейшие зарубежные транспортные компании на сегодняшний день ориентируются на применение сложных интегрированных информационных систем. На их разработке специализируются отдельные фирмы. Устойчивость экономического положения, стабильность и единая технология расчетов делают эти программные продукты тиражируемыми, что существенно снижает их стоимость. В Западной Европе существуют фирмы, разрабатывающие и специальное программное обеспечение для управления транспортными компаниями. К большому сожалению, использовать сегодня в нашей стране эти программы в большинстве случаев невозможно из-за несовместимости технологий учета и расчетов.
На отечественном рынке имеются разработки, подобные американским бухгалтерским системам для малых и средних предприятий, а именно "Турбобухгалтер", "Инфобухгалтер", "1С Бухгалтерия" и др., однако они позволяют выполнять, лишь часть операций типового характера и их полная адаптация к нынешним условиям работы ТЛК достаточно сложна.
Все более широкое применение на транспорте в Германии и Бельгии, например, находит технология дифференцированного экономического учета работы транспортных средств с анализом производительности, рентабельности и управлением использования путем ремонта, списания и комбинирования маршрутов. Дифференцированный контроль на трассе с помощью бортовых ЭВМ и электронный обмен данными позволяют существенно увеличить оборот информации, отказаться от путевых документов и тем самым экономить огромные суммы. .
В Ирландии, Англии, Шотландии, а теперь и во всех странах ЕС применяются электронные тахографы и бортовые вычислительные системы с магнитными носителями информации, позволяющие автоматизировать учет работы транспортного средства и водителей, оперативно контролировать соблюдение режимов труда и отдыха. Кроме этого, многие фирмы занимаются разработкой и продажей специальных программ маршрутизации и калькуляции себестоимости перевозок, оптимальной загрузки транспортных средств, снабжения запасными, частями. С их помощью выполняются расчеты протяженности маршрутов, времени их прохождения, остановок на пограничных переходах и заправках. Также позволяют оперативно оценивать дорожные условия, расход топлива на маршруте и разработку подробного прохождения маршрутов для водителей. Например, пакет MS Auto-Route Express представляет собой электронный атлас Европы с базой данных о населенных пунктах и дорогах, идентифицирующий и территорию России до р. Волги. Он предназначен для планирования автомобильных и железнодорожных маршрутов по европейской территории с визуальным представлением результатов в виде схемы маршрута и легенды его прохождения. .
Результаты планирования могут быть выведены на печать и записаны в файл для дальнейшего использования. На карте маршрута записываются номера дорог по принятой в Европе классификации, места остановок для отдыха и заправки топливом, а также населенные пункты, пройденное расстояние и направление движения от каждого населенного пункта на трассе маршрута. Система обладает развитым, современным интерфейсом и имеет достаточно широкие возможности для настройки. Также имеется возможность редактирования таких эксплуатационных характеристик, как скорость движения на дорогах, удельный расход топлива, суточный режим движения и продолжительность простоев в промежуточных пунктах. Нежелательные направления движения или отдельные автодороги могут быть блокированы и исключены из рассмотрения при планировании маршрута. .
Новые задачи, связанные с внедрением логистических принципов в сфере перевозок, требуют создания информационной инфраструктуры, позволяющей организовывать, собирать и передавать информацию всем участникам логистической сети, а это предполагает идентификацию и стандартизацию источников информации, средств ее обработки и передачи, где ядром интегрированной информационной системы является модуль автоматизированной обработки товарно-транспортных документов. .
Он в большой степени определяет эффективность всей интегрированной информационной системы, поскольку максимально задействован в ежедневных бизнес операциях. По оценкам зарубежных исследователей, применение электронного обмена транспортными документами между фирмами ежегодно возрастает на 30-40%. Все больше возникает транспортно-экспедиционных компаний, стремящихся расширить рынок транспортных услуг за счет возможностей электронной рекламы и виртуальных способов организации фрахта. .
Корпоративные информационные системы (КИС) относятся к специализированному интегрированному финансовому и организационно-экономическому программному обеспечению. Они достаточно дороги, и их внедрение часто требует реорганизации фирмы. При принятии решения о комплексной автоматизации управления компании на основе КИС необходимо учитывать многие неформальные факторы, особенно социально-психологические, помимо этого, зарубежные системы избыточны для условий России на 30-40% и не всегда локализованы. Вообще проблема адаптации КИС для нынешних условий хозяйствования в нашей стране достаточно серьезна, так как их внедрение это очень сложный процесс, обычно сопровождаемый реорганизацией производства и кадровыми перестановками.
|